Сколько АЗС в России?

Сколько АЗС в России?Сегодня рынок АЗС в России находится в стадии взросления. В столичном регионе сеть автозаправок уже сформировалась. Так, на Москву и Подмосковье приходится порядка 1600 АЗС. В этом регионе от автозаправочных станций можно ожидать улучшения их функциональности, но не роста их числа. В других регионах России автозаправочная сеть до конца не сформирована и продолжает расти. На данный момент в России насчитывается примерно 45 тысяч станций общего пользования. Общее число заправочных станций превышает 70 тысяч станций. В это число входят станции для заправки сельскохозяйственной и специальной техники, а также газовые автозаправки. В автозаправочный комплекс России входят 1,5-2 тысячи станций, реализующих сжиженный углеводородный газ, а также 215 АГНКС и 45 передвижных автозаправщиков. Несмотря на острую конкуренцию в этой сфере бизнеса, количество автозаправок продолжает расти. Фактически российский рынок АЗС еще не насыщен и нуждается в постройке новых АЗС вдоль дорог и черте городов.

Первая АЗС в мире появилась в Сиэтле в 1907 году. Выглядела она как разношерстная лачуга с бочками с топливом и ручными насосами. Однако владельцы первых АЗС быстро поняли, что для того, чтобы держаться на плаву в этом бизнесе, требуется стандартизация и маркетинг. Так появились единые стандарты оформления станций и яркие, запоминающиеся логотипы их владельцев. Через лет десять после открытия первой заправочной станции на АЗС стали появляться механические дозирующие колонки. Также появлялись первые бензоколонки и в европейских странах. Хотя долгое время они оставались здесь редкостью, а бензин в основном покупали в аптеках и галантерейных магазинах.

Первая АЗС в России появилась в 1911 г. По заказу Императорского Автомобильного Общества она была построена Товариществом «Бр. Нобель». Спустя всего три года в крупных российских городах насчитывалось 440 автозаправок. В довоенной России автотранспорта было немного и подавляющее его большинство принадлежало государству. Лишь единичные машины попадали к ветеранам и передовикам производства. Поэтому и АЗС требовалось немного. После войны в стране появилось большое количество трофейных автомобилей. К тому же была выпущена отечественная «Победа», а чуть позднее появились «Москвичи» и «Волги». Однако ситуацию с малым числом личного транспорта это не преломило. Все функции нефтепродуктообеспечения лежали на государственном предприятии под названием «Госкомнефтепродукт». Топливо на АЗС отпускалось только по талонам – государственным и талонам единого рыночного фонда, предусмотренных для частных автовладельцев. В 60-е годы на автозаправочных станциях можно было приобрести бензин с октановыми числами 66, 72 и 76, а также дизельное топливо. Месячный лимит топлива был строго ограничен. Каждому госпредприятию выдавалось некоторое количество государственных талонов на месяц. В случае, когда имеющихся талонов не хватало, приходилось идти к чиновникам Госснаба и выпрашивать у них дополнительные топливные ресурсы. При этом цены на бензин были невероятно низкие. В среднем топливо обходилось по 7-9 копеек за литр. Для частных автолюбителей были предусмотрены талоны единого рыночного фонда, которые можно было приобрести в магазинах наряду с прочими товарами. На их продажу ограничений не было.

Строительство АЗС осуществлялось только в соответствии с государственными планами. Автозаправки можно было встретить вблизи крупных предприятий, либо вдоль основных магистралей. АЗС находились исключительно на балансе у нефтебаз, только в Москве и Ленинграде ими ведали комбинаты автообслуживания. Таким образом, в середине 60-х годов прошлого века в Москве насчитывалось порядка 250 АЗС, а в Ленинграде – 115.

Сколько АЗС в России?Появление на советских магистралях автомобиля «Жигули» поспособствовало существенному толчку в росте сети АЗС в СССР. Для «Жигулей» был необходим бензин А-92, который стоил дороже 72-ого и 76-ого – 20 копеек за литр. Система оплаты за бензин осталась прежней. Более того, на АЗС, где заправлялся государственный транспорт, не имели права заправляться частные автомобили. Нарушение каралось милицией. Отдельные талоны существовали для заграничных машин, ездящих на 95-м бензине, который не получил еще распространение в СССР. Для таких машин были отдельные заправки, на которых заливали 95-й бензин.

Постепенно талонная система изжила себя. В преддверии Олимпиады несколько десятков столичных АЗС были переведены на наличный расчет. А к началу 90-х талоны полностью вышли из обращения. Для государственного транспорта были придуманы сервисные абонементы взамен устаревших талонов. Тогда же в начале 90-х годов стали появляться первые частные АЗС. Они строились без проектно-сметной документации, без предъявления требований к архитектуре и дизайну. Распределение земельных участков под АЗС осуществлялось стихийно. Владельцы АЗС быстро поняли неудобство такого распределения.

Сегодняшние АЗС стремятся развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Целым направлением в области этого бизнеса стало создание многофункциональных комплексов, направленных на обслуживание клиентов в соответствии с мировыми стандартами. Однако в России есть несколько существенных особенностей. В отличие от европейских рынков, в нашей стране одним из факторов конкурентоспособности является качество топлива. Большое внимание при выборе АЗС уделяется доверию к владельцу АЗС. С другой стороны, в последнее время становится все более популярным франчайзинг, когда некрупный владелец АЗС использует брэнд известной нефтяной компании. Такой шаг может увеличить продажи АЗС вдвое.

-->
Александр
2013-03-14 17:15:34
Прошу прощения, а откуда получена информация и от какого числа?
Евгений
2013-03-14 17:16:05
Александр, информация примерно на середину 2012 года.
Наталья
2013-09-04 16:13:34
Спасибо