Сколько аэропортов в России?

Сколько аэропортов в РоссииК 2009 году количество российских аэропортов, обслуживающих гражданскую авиацию, насчитывало 329 единиц. Среди общего количества аэропортов 52 имеют статус аэропортов федерального значения и образуют опорную аэропортовую сеть российской гражданской авиации. Возможно, именно это количество аэропортов является оптимальным для нашей страны, учитывая платежеспособность населения.

Состояние аэропортовой сети России на сегодняшний день таково. Из общего числа аэродромов больше половины (62%) имеют взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием, остальные довольствуются грунтовой взлетно-посадочной полосой. Две трети взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием построены 20 лет назад и ранее, и только на 34 из них за последнее десятилетие проводилась реконструкция. Из-за этого как минимум 25 полос с искусственным покрытием требуют срочной реконструкции. С грунтовыми полосами дело обстоит не лучше: из них 23 взлетно-посадочные полосы ждут капитального ремонта. Для работы в ночное время аэропорт должен быть оснащен светосигнальным оборудованием. Таких аэропортов в России только 215, то есть оставшиеся 114 аэродромов могут работать только в дневные часы.

Как известно безопасность перевозки пассажиров и грузов зависит от эффективности и безопасности функционирования сети аэропортов, которая может быть обеспечена только надлежащим уровнем состояния наземной производственной базы. Последняя, в свою очередь, характеризуется обеспеченностью аэропорта основными производственными комплексами, их пригодностью к эксплуатации и перспективным сроком их службы. Фактически уровень обеспеченности российских аэропортов не менялся за последние годы и составил 95% по аэродромным комплексам, 58% по пассажирским и грузовым комплексам, 53% по объектам технического обслуживания. Такие отнюдь не высокие цифры можно объяснить недостаточным финансированием поддержания и развития аэропортов, которое в реальности составляет не более трети от действительных потребностей.

Сегодня наблюдается сокращение аэропортов в районах Сибири и Дальнего Востока. В областях, где практически нет другого транспорта, кроме авиации, сокращение идет за счет аэропортов местных авиалиний. В 2011 году таких линий и так осталось всего 277, хотя, для сравнения, только в штате Аляска действует 280 аэропортов.

Самая большая проблема аэропортов – сильный износ производственных фондов. Хотя аэропорты являются федеральной собственностью, государственное обеспечение эксплуатационной годности практически отсутствует. Поддержание уровня обеспечения аэропорта осуществляется за счет вложений собственных средств авиапредприятий. Однако собственные средства авиакомпаний весьма ограничены, поскольку частота полетов некоторых местных авиалиний очень низка – вплоть до одного раза в неделю. Причина столь малого количества авиаперевозок скрыта в высоких тарифах, которые не соответствуют платежеспособности населения, но в то же время обусловлены высокой себестоимостью перелетов. Таким образом, авиакомпаний, осуществляющих регулярные перевозки по местным линиям, становится все меньше. Так, по сравнению с 2000 годом средняя тарифная ставка на 1 км полета возросла в пять раз.

В результате большинство аэропортов местного значения находятся в критическом состоянии, некоторые пребывают на стадии закрытия. Однако, сократив по сравнению с 1990-ми годами объем работ не менее чем в 10 раз, местные аэродромы продолжают работать. В лучшей ситуации находятся аэропорты тех регионов, где в их работе заинтересованы не только местные власти, но и успешные градообразующие предприятия. К таким городам относятся Ханты-Мансийск, Когалым, Норильск и прочие.

-->