Росавтодор
В воскресенье, 15-го ноября, исполнилось ровно пять лет с момента запуска государственной системы «Платон», предназначенной для взимания платы с большегрузов (тяжелее 12тонн) за проезд по федеральным трассам. Пресс-служба компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператора «Платона» — рассказала о промежуточных итогах и планах развития системы.
Так, в течение пяти лет 606тыс. перевозчиков зарегистрировали в «Платоне» 1,4млн. транспортных средств. При этом большинство (69%) автомобилей принадлежат физическим лицам, 23% — юридическим и только 8% — ИП.
Через систему все вместе они внесли в дорожный фонд 130млрд. рублей (6,6млрд. рублей — за счет штрафов), из них 88% средств приходится на отечественных перевозчиков. В свою очередь, иностранные транспортные компании поставили на учет 330тыс. грузовиков.
На полученные по «Платону» деньги за пять лет отремонтировали участки десяти федеральных трасс длиной 700км (чуть более 1% от их общей протяженности), 2тыс.км проблемных дорог в 40 городах и регионах и 31мост в 20 субъектах России.
Среди самых крупных реконструированных искусственных сооружений — Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чечне, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии.
Объекты для ремонта, напомним, выбираются через голосование перевозчиков на сайте «Карта убитых дорог» Общероссийского национального фронта (ОНФ), а отчет о проведенных работах публикуют в специальном разделе в системе «Платон».
Как рассказали в пресс-службе оператора системы, средства, которые будут собраны в течение трех лет (с 2020-го по 2022-й год) направят на реконструкцию 100 мостовых сооружений и расширение с двух до четырех полос 600км федеральных трасс.
Так, в частности, работы пройдут на дорогах Р-404 «Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск» и Р-351 «Екатеринбург-Тюмень» (по 80км), Р-217«Кавказ» в Кабардино-Балкарии (30км), Р-256«Чуйский тракт» (30км), Р-242 «Пермь-Екатеринбург» и Р-255«Сибирь» (по 20км).
Что касается искусственных сооружений, то 25мостов восстановят в регионах Дальнего Востока, 17путепроводов — на юге России и на Северном Кавказе, по 10 транспортных переходов — в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, в Сибири и на Урале.
Среди крупнейших объектов, где запланирована реконструкция, — мост через Оку на старом направлении трассы М-4«Дон» в Московской области, мост через реку Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии, мост через Кабаргу на дороге А-370 «Уссури» в Приморском крае, мост через Вуоксу на А-181«Скандинавия» в Ленинградской области.
Вместе с тем к 2030-му году общая протяженность федеральных трасс (за счет строительства новых направлений и передачи в федеральную собственность региональных дорог), по планам Правительства, должна увеличиться на 20тыс.км.
Как следствие, это потребует, во-первых, ремонта дорог, которые прежде находились в региональном подчинении (они, как правило, отличаются худшим качеством и большей изношенностью), а во-вторых, развития цифровой инфраструктуры. Так, для охвата всех трасс компании-оператору придется установить 155 дополнительных «рамок» (их сейчас около 500) и со 100 до 130 довести число специальных автомобилей контроля.
Полноценный тариф в «Платоне» установлен в 3,73рубля за километр. Однако из-за того что запуск системы и ее развитие сопровождались массовыми выступлениями перевозчиков, к этому размеру так и не пришли.
Стартовала система 15-го ноября 2015-го года с платы в 1,53рубля за километр, с 15-го апреля 2017-го года ее подняли до 1,9рубля.
Что примечательно, этот тариф (1,9рубля) держался дольше двух лет (чуть ли не половину всего времени работы «Платона»), и только с 1-го июля 2019-го года его увеличили до 2,04рубля.
Тогда же приняли и новую схему тарификации в системе: каждый год с 1-го февраля плата за проезд будет повышаться на уровень накопленной инфляции.
Таким образом, сейчас она составляет 2,2рубля за километр, а с 1-го февраля 2021-го года, по расчетам Росавтодора, увеличится до 2,31рубля.
Как постоянно подчеркивают в Правительстве и в компании-операторе системы, «Платон» позволил увидеть, что, собственно, происходит в отрасли автомобильных грузоперевозок, о которой, после того как в 2005-м году отменили лицензирование внутрироссийских перевозок, имелось весьма смутное представление.
Так, подчеркивается, что благодаря взиманию платы с большегрузов, удалось получить хотя бы приблизительное представление о том, сколько грузовиков задействовано в грузоперевозках, сколько транспортных компаний занято в отрасли и какова интенсивность грузовых потоков в стране.
А еще — заметить тех граждан, в собственности которых числятся «многотонники», но которые в качестве индивидуальных предпринимателей (и, как следствие, налогоплательщиков) не зарегистрированы.
В «РТ-Инвест Транспортные Системы» также упирают на то, что в период пандемии система «Платон» является чуть ли не единственным достоверным источником статистической информации (кстати, именно за это в марте этого года ее попросили не останавливать, хотя изначально в Правительстве подобное как раз таки и рассматривали для облегчения участи перевозчиков в период коронавируса).
Для анализа ежедневно формируется индекс, показывающий соотношение пробега грузовиков в 2020-м году к 2019-му году. В соответствии с ним в апреле спад составил -19,8%, по итогам октября разница сократилась до -0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков уже превысил значения прошлого года на 2%.
При этом начиная с июля в лидерах роста по пробегу — ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей и сельскохозяйственной отраслей.