Пресс-служба ГИБДД РФ
С 1-го января 2021-го года должен вступить в силу новый приказ Министерства транспорта, который будет регулировать режим труда и отдыха водителей. Проект документа уже опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Как следует из него, отечественные нормы, наконец-то, приведут в соответствие с нормами ЕСТР (Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).
Действующий приказ Министерства транспорта был принят еще в 2004-м году. И все это время некоторые его положения, касающиеся непосредственно норм времени управления автомобилем и отдыха, расходятся с нормами, принятыми для международных перевозок.
Что примечательно: когда в конце прошлого года «режим труда и отдыха» ввели для водителей грузовиков и автобусов, не работающих по найму и не зарегистрированных в качестве ИП, то их тоже почему-то привязали не к российскому, а к международному законодательству.
Напомним: с 1-го ноября прошлого года водителей, которые, по сути, выполняют перевозки для собственных нужд, обязали устанавливать тахографы и соблюдать нормы управления транспортным средством. Эти нормы для них прописали в Правилах дорожного движения, в то время как для водителей, работающих по найму, действует Приказ №15 от 20.08.2004.
Таким образом, сейчас ситуация такова: водители, выполняющие международную перевозку, придерживаются норм ЕСТР, а водители, которые ездят внутри страны, делают это по разным графикам. Причем те, кто не осуществляют коммерческие перевозки, должны следовать европейским положениям, в то время как те, кто работают так же, как и их коллеги-международники, — каким-то своим.
С 1-го января 2021-го года эти разночтения, наконец-то, должны убрать.
Так, в частности, максимально возможное время беспрерывного вождения увеличится до 4часов 30минут, а специальный перерыв в пути, как и в ЕСТР, составит 45минут: его можно будет делить на 15 и 30минут
Сейчас по российскому законодательству водитель должен находиться за рулем не дольше 4часов, после чего ему следует сделать перерыв на 15минут. Затем перерывы такой продолжительности он может повторять через каждые 2часа.
Под нормы ЕСТР подтянут также продолжительность еженедельного отдыха: вместо 42часов ее минимальное значение достигнет 45часов.
Новый приказ, кроме того, уточняет, что входит в понятие «рабочее время». Вернее — исключает из него некоторые действия: во-первых, охрану груза, а во-вторых, время присутствия в кабине транспортного средства.
Последнее на данный момент, в принципе, лишает преимуществ рейс с двумя водителями, поскольку, по действующим нормам, как минимум половина того времени, когда сменный водитель находится в кабине, но не управляет автомобилем, засчитывается ему в рабочее время.
Однако проект нового документа, наоборот, четко прописывает: «время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается».
Заметим также, что представленный приказ, в отличие от нынешнего с невнятной формулировкой, конкретно подчеркивает, что его нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей, у которых нет наемных сотрудников и которые сами находятся за рулем.
Новый приказ о режиме труда и отдыха водителей вводится Министерством транспорта в связи с проведением т.н.«регуляторной гильотины»: к 1-му января 2021-го года должны быть пересмотрены и актуализированы нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к бизнесу.
Проект документа до 25-го августа вынесен на публичное обсуждение. Оставить замечания, предложения и пр. можно по ссылке.