В рамках государственных мер по борьбе с негативными последствиями злоупотребления алкоголем (рост сердечно-сосудистых заболеваний, количества ДТП, преступности и бытового травматизма), с 2005 года на законодательном уровне вводится ряд ограничений на продажу алкогольной продукции.
С 1 января 2013 годы был введен очередной (пожалуй, наиболее жесткий) запрет на продажу в рознице (т.е. в магазинах) любой спиртосодержащей продукции крепостью более 1,5% в ночное время (ранее аналогичный запрет не касался пива и других алкогольных напитков крепостью менее 5%). Продавать алкоголь в магазинах теперь можно с 8 утра до 23 вечера по местному времени, если властями субъекта РФ не установлен иной график (как, например, в Москве, где купить в магазине алкогольные напитки теперь можно только с 11 утра до 23 вечера, или в Тульской области, где алкоголь вообще можно продавать лишь с 12 до 22 часов).
Закон накладывает также ограничение и на размер магазинов, продающих спиртное — площадь таких торговых точек должна быть не менее 50 квадратных метров. Не смогут продавать алкоголь в любое время суток нестационарные торговые точки — так называемые «ларьки» и «палатки».
Законодательством предусматривается и два исключения из данных правил.
Во-первых, продавать алкоголь без ограничения по времени суток или крепости напитков можно при оказании услуг общественного питания — то есть в закусочных, кафе или ресторанах.
Во-вторых, запрет не коснется магазинов беспошлиной торговли (так называемых Duty Free), расположенных преимущественно в международных аэропортах.
Стоит отметить, что подобные ограничения на продажу алкоголя уже давно стали нормой в большинстве европейских стран.